ПЕДАГОГІЧНА АНТРОПОЛОГІЯ – РУШІЙ ЕВОЛЮЦІЇ ВІТЧИЗНЯНИХ ПЕДАГОГО-ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ (ОСТ. ТРЕТИНА ХІХ – ПОЧАТОК ХХ СТ.)
Keywords:
pedagogic anthropology, system approach, pedagogic psychology, pedagogic experimentAbstract
The connection between the theoretically proclaimed demands to the child`s all-round study
and their specifi cally scientifi c realizations by means of the experimental researches that have
been conducted at the beginning stage of the domestic pedagogic anthropology development
is defi ned in the article; the main components of the I. Sikorskiy`s and O. Lazurskiy`s scientifi c
heritages are analyzed; the necessity to make reconstruction and reproduction of the national
history of pedagogy true development is emphasized
References
Бим-Бад Б. Педагогическая антрополо-
гия: курс лекций. / Б.Бим-Бад. – М.: Логос,
- 177 с.
Брушлинский А.В. Вклад А.Ф.Лазурского
в разработку проблем личности /
А.В.Брушлинский, В.А. Кольцова, Ю.Н
Олейник // А.Ф.Лазурский : избр. труды по
психологии. -М.: “Наука”, 1997. -С.412-417.
Врачебно-педагогический Институт для
умственно-недоразвитых, отсталых и
нервных детей, учрежденный Ольгой и Еле-
ной Сикорскими в Киеве. Отчет о деятель-
ности за 1905-й и 1906 годы.-Киев: Литоти-
пография Т-ва И.Н.Кушнерев и К, 1906. -57 с.
Кант Э. О двух природных побуждениях и
связанных с ними обязанностях: из “Лек-
ций по этике” (1780-1782 гг.)/ Э. Кант //
Этическая мысль: научн.-публ. чтения. –
М.: Политиздат, 1988. -С.299-332.
Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправ-
лении дел человеческих // Избр. соч.: в 2-х
т. -т..2. -М.: Просвещение, 1982.
Костюк Г.С. Передові ідеї в психологічній
спадщині К.Д.Ушинського / Г.С.Костюк //
Психологічна спадщина К.Д.Ушинського.
-К.: Рад. Шк., 1963.- С.3-24.
Лаврова О.В. Проблеми виховання важкови-
ховуваних дітей у спадщині І.О.Сікорського
/ О.В. Лаврова // Вісник Луганского нац. пед.
ун-ту ім.Т.Г.Шевченка: пед. науки. -Ч.ІІ. –
Луганськ: Алма матер, 2006.-С.78-82.
Лаврова О.В. До питання авторства книги
І.О.Сікорського “Душа дитини” / Олена Лав-
рова // Шлях освіти. – 2006.-№ 2. -С.47-51.
Лазурский А.Ф. О значении эксперимента
в психологи / доцент А.Ф. Лазурский //
Вестник психологи, криминальной ан-
тропологии и гипнотизма. – 1904.- Год І.-
Вып.3.-С.141-158.
Лазурский А.Ф. Программа исследова-
ния личности / доцент А.Ф. Лазурский
// Вестник психологи, криминальной ан-
тропологии и гипнотизма. – 1904.- Год І.-
Вып.9.-С.686-609.
Лазурский А.Ф. Очерки науки о характе-
рах /А.Ф.Лазурский. -СПб.: Типография
Б.М.Вольфа, 1906. -307 с. Лазурский А.Ф.
Школьные характеристики. -С.-Петербург:
Типография Б.М.Вольфа, 1908. -228 с.
Лазурский А.Ф. Школьные характеристики
/А.Ф.Лазурский. -С.-Петербург: Типогра-
фия Б.М.Вольфа, 1908. -228 с.
Лазурский А.Ф. Личность и воспитание
/А.Ф.Лазурский // А.Ф.Лазурский : избр.
труды по психологии. -М.: “Наука”, 1997.
-С.412-417.
Лазурский А.Ф. Классификация личнос-
тей /А.Ф.Лазурский / под ред.. М.Я.Басова
и В.Н.Мясищева -Петороград, 1921
(обл.1922). -401 с.
Прейер В. Душа ребенка. Наблюдения над
духовным развитием человека в первые
годы жизни / Перевод с нем., редакция и
предисловие профессора И.А.Сикорского. –
СПб.: Издание А.Е.Рябченко, типография
А.С.Суворина, 1891. – 207 с Психологічна енциклопедія /Автор-
упорядник О.М.Степанов.- К.: Академви-
дав,2006.- 424 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психоло-
гии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.
-713 с.
Румянцев Н.Е. А.Ф.Лазурский. Школьные
характеристики / из “Обзора литературы
по психологии детства” [Електронний
ресурс]. – Режим доступу: http: // psy. 1
september. ru / articlef.php?ID=200403713.
Садчикова П.І. Психологічна спадщина
О.Ф.Лазурського / П.І.Садчикова // Нариси
з історії вітчизняної психології кінця ХІХ і
поч.. ХХ ст.: зб. Статей за ред. чл.-кор. АПН
РСФСР проф. Г.С.Костюка. – К.: Рад.шк.,
-С.125-160.
Сикорский И.А. Воспитание в возрас-
те первого детства / И.А.Сикорский –
СПб.: Издание А.Е.Рябченко, типография
А.С.Суворина, 1884. – 203 с.
Сикорский И.А. Воспитательно-
исправительное учебное заведение /
И.А.Сикорский // Сб. научно-лит. статей по
вопросам общественной психологии, вос-
питания и нервно-психической гигиены: В
-ти книгах. – К.: Типогр. С.В.Кульженко,
-Кн. 2. -С.182-293.
Сикорский И.А. О детях трудных в вос-
питательном отношении / И.А.Сикорский
// Сб. научно-лит. статей по вопросам об-
щественной психологии, воспитания и
нервно-психической гигиены: В 5-ти кни-
гах. – К.: Типогр. С.В.Кульженко, 1899.
-Кн. 2. -С.169-181
Сикорский И.А. О лечении и воспитании
недоразвитых, отсталых и слабоумных де-
тей / И.А.Сикорский. -2-е изд., доп. -К. :
Литотипогр. Товарищества И.Н.Кушнарев
и К, 1904. -44 с.
Сикорский И.А. О явлениях утомления при
умственной работе у детей школьного воз-
раста / И.А.Сикорский // Здоровье. -СПб
:Типография Н.А.Лебедева, 1879. -Т.У.-
Год шестой. -С.26-29.
Сикорский И.А. Психологические основы
воспитания: Речь, произнесенная в тор-
жественном заседании ІІ-го съезда
отечественных психиатров в Киеве 8 сен-
тября 1905 г. / И.А.Сикорский . – 2-е изд.,
доп. -К. : Литотипография Товарищества
И.Н.Кушнарев и К, 1906. -31 с.
Сикорский И.А. Вопросы нервно-
психической гигиены / И.А.Сикорский //
Сб. научно-лит. статей по вопросам обще-
ственной психологии, воспитания и нервно-
психической гигиены: В 5-ти книгах. – К.:
Типогр. С.В.Кульженко, 1900. -Кн. 3. -.227с.
Степанова Л.А. Рубинштейн М.М.:
Своевременные мысли о педагогическом
образовании / Л.А. Степанова // Педагоги-
ка. – 2008. -№ 6. -С.100-106.
Сухомлинська О. Проблеми розвитку осо-
бистості в історичному контексті психоло-
гії та педагогіки / Ольга Сухомлинська //
Шлях освіти. – 2006. -№ 2. -С.41-45.
Труды Первого Всероссийского Съезда по
педагогической психологии в С.-Петербурге
в 1906 г.- С.-Пб, Типограф.П.П.Сойкина,
-280с.
Ушинський К.Д. Людина як предмет ви-
ховання. Спроба педагогічної антропології
/ К.Д.Ушинський // Вибр. пед. твори: в 2-х
т.-К.: Рад.шк., 1983. – Т. 1. -С.192-471.
Ярошевский М.Г. История психологии /
М.Г.Ярошевскмй: -3-е изд., дораб. – М.:
Мысль, 1985. -575 с.
Downloads
How to Cite
Issue
Section
License
Copyright (c) 2020 N Dichek
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 3.0 Unported License.