ПЕДАГОГІЧНА АНТРОПОЛОГІЯ – РУШІЙ ЕВОЛЮЦІЇ ВІТЧИЗНЯНИХ ПЕДАГОГО-ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ (ОСТ. ТРЕТИНА ХІХ – ПОЧАТОК ХХ СТ.)

Authors

  • N Dichek

Keywords:

pedagogic anthropology, system approach, pedagogic psychology, pedagogic experiment

Abstract

The connection between the theoretically proclaimed demands to the child`s all-round study
and their specifi cally scientifi c realizations by means of the experimental researches that have
been conducted at the beginning stage of the domestic pedagogic anthropology development
is defi ned in the article; the main components of the I. Sikorskiy`s and O. Lazurskiy`s scientifi c
heritages are analyzed; the necessity to make reconstruction and reproduction of the national
history of pedagogy true development is emphasized

References

Бим-Бад Б. Педагогическая антрополо-

гия: курс лекций. / Б.Бим-Бад. – М.: Логос,

- 177 с.

Брушлинский А.В. Вклад А.Ф.Лазурского

в разработку проблем личности /

А.В.Брушлинский, В.А. Кольцова, Ю.Н

Олейник // А.Ф.Лазурский : избр. труды по

психологии. -М.: “Наука”, 1997. -С.412-417.

Врачебно-педагогический Институт для

умственно-недоразвитых, отсталых и

нервных детей, учрежденный Ольгой и Еле-

ной Сикорскими в Киеве. Отчет о деятель-

ности за 1905-й и 1906 годы.-Киев: Литоти-

пография Т-ва И.Н.Кушнерев и К, 1906. -57 с.

Кант Э. О двух природных побуждениях и

связанных с ними обязанностях: из “Лек-

ций по этике” (1780-1782 гг.)/ Э. Кант //

Этическая мысль: научн.-публ. чтения. –

М.: Политиздат, 1988. -С.299-332.

Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправ-

лении дел человеческих // Избр. соч.: в 2-х

т. -т..2. -М.: Просвещение, 1982.

Костюк Г.С. Передові ідеї в психологічній

спадщині К.Д.Ушинського / Г.С.Костюк //

Психологічна спадщина К.Д.Ушинського.

-К.: Рад. Шк., 1963.- С.3-24.

Лаврова О.В. Проблеми виховання важкови-

ховуваних дітей у спадщині І.О.Сікорського

/ О.В. Лаврова // Вісник Луганского нац. пед.

ун-ту ім.Т.Г.Шевченка: пед. науки. -Ч.ІІ. –

Луганськ: Алма матер, 2006.-С.78-82.

Лаврова О.В. До питання авторства книги

І.О.Сікорського “Душа дитини” / Олена Лав-

рова // Шлях освіти. – 2006.-№ 2. -С.47-51.

Лазурский А.Ф. О значении эксперимента

в психологи / доцент А.Ф. Лазурский //

Вестник психологи, криминальной ан-

тропологии и гипнотизма. – 1904.- Год І.-

Вып.3.-С.141-158.

Лазурский А.Ф. Программа исследова-

ния личности / доцент А.Ф. Лазурский

// Вестник психологи, криминальной ан-

тропологии и гипнотизма. – 1904.- Год І.-

Вып.9.-С.686-609.

Лазурский А.Ф. Очерки науки о характе-

рах /А.Ф.Лазурский. -СПб.: Типография

Б.М.Вольфа, 1906. -307 с. Лазурский А.Ф.

Школьные характеристики. -С.-Петербург:

Типография Б.М.Вольфа, 1908. -228 с.

Лазурский А.Ф. Школьные характеристики

/А.Ф.Лазурский. -С.-Петербург: Типогра-

фия Б.М.Вольфа, 1908. -228 с.

Лазурский А.Ф. Личность и воспитание

/А.Ф.Лазурский // А.Ф.Лазурский : избр.

труды по психологии. -М.: “Наука”, 1997.

-С.412-417.

Лазурский А.Ф. Классификация личнос-

тей /А.Ф.Лазурский / под ред.. М.Я.Басова

и В.Н.Мясищева -Петороград, 1921

(обл.1922). -401 с.

Прейер В. Душа ребенка. Наблюдения над

духовным развитием человека в первые

годы жизни / Перевод с нем., редакция и

предисловие профессора И.А.Сикорского. –

СПб.: Издание А.Е.Рябченко, типография

А.С.Суворина, 1891. – 207 с Психологічна енциклопедія /Автор-

упорядник О.М.Степанов.- К.: Академви-

дав,2006.- 424 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психоло-

гии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.

-713 с.

Румянцев Н.Е. А.Ф.Лазурский. Школьные

характеристики / из “Обзора литературы

по психологии детства” [Електронний

ресурс]. – Режим доступу: http: // psy. 1

september. ru / articlef.php?ID=200403713.

Садчикова П.І. Психологічна спадщина

О.Ф.Лазурського / П.І.Садчикова // Нариси

з історії вітчизняної психології кінця ХІХ і

поч.. ХХ ст.: зб. Статей за ред. чл.-кор. АПН

РСФСР проф. Г.С.Костюка. – К.: Рад.шк.,

-С.125-160.

Сикорский И.А. Воспитание в возрас-

те первого детства / И.А.Сикорский –

СПб.: Издание А.Е.Рябченко, типография

А.С.Суворина, 1884. – 203 с.

Сикорский И.А. Воспитательно-

исправительное учебное заведение /

И.А.Сикорский // Сб. научно-лит. статей по

вопросам общественной психологии, вос-

питания и нервно-психической гигиены: В

-ти книгах. – К.: Типогр. С.В.Кульженко,

-Кн. 2. -С.182-293.

Сикорский И.А. О детях трудных в вос-

питательном отношении / И.А.Сикорский

// Сб. научно-лит. статей по вопросам об-

щественной психологии, воспитания и

нервно-психической гигиены: В 5-ти кни-

гах. – К.: Типогр. С.В.Кульженко, 1899.

-Кн. 2. -С.169-181

Сикорский И.А. О лечении и воспитании

недоразвитых, отсталых и слабоумных де-

тей / И.А.Сикорский. -2-е изд., доп. -К. :

Литотипогр. Товарищества И.Н.Кушнарев

и К, 1904. -44 с.

Сикорский И.А. О явлениях утомления при

умственной работе у детей школьного воз-

раста / И.А.Сикорский // Здоровье. -СПб

:Типография Н.А.Лебедева, 1879. -Т.У.-

Год шестой. -С.26-29.

Сикорский И.А. Психологические основы

воспитания: Речь, произнесенная в тор-

жественном заседании ІІ-го съезда

отечественных психиатров в Киеве 8 сен-

тября 1905 г. / И.А.Сикорский . – 2-е изд.,

доп. -К. : Литотипография Товарищества

И.Н.Кушнарев и К, 1906. -31 с.

Сикорский И.А. Вопросы нервно-

психической гигиены / И.А.Сикорский //

Сб. научно-лит. статей по вопросам обще-

ственной психологии, воспитания и нервно-

психической гигиены: В 5-ти книгах. – К.:

Типогр. С.В.Кульженко, 1900. -Кн. 3. -.227с.

Степанова Л.А. Рубинштейн М.М.:

Своевременные мысли о педагогическом

образовании / Л.А. Степанова // Педагоги-

ка. – 2008. -№ 6. -С.100-106.

Сухомлинська О. Проблеми розвитку осо-

бистості в історичному контексті психоло-

гії та педагогіки / Ольга Сухомлинська //

Шлях освіти. – 2006. -№ 2. -С.41-45.

Труды Первого Всероссийского Съезда по

педагогической психологии в С.-Петербурге

в 1906 г.- С.-Пб, Типограф.П.П.Сойкина,

-280с.

Ушинський К.Д. Людина як предмет ви-

ховання. Спроба педагогічної антропології

/ К.Д.Ушинський // Вибр. пед. твори: в 2-х

т.-К.: Рад.шк., 1983. – Т. 1. -С.192-471.

Ярошевский М.Г. История психологии /

М.Г.Ярошевскмй: -3-е изд., дораб. – М.:

Мысль, 1985. -575 с.

How to Cite

Dichek, N. (2019). ПЕДАГОГІЧНА АНТРОПОЛОГІЯ – РУШІЙ ЕВОЛЮЦІЇ ВІТЧИЗНЯНИХ ПЕДАГОГО-ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ (ОСТ. ТРЕТИНА ХІХ – ПОЧАТОК ХХ СТ.). Continuing Professional Education: Theory and Practice, (1-2), 88–99. Retrieved from http://npo.kubg.edu.ua/article/view/187136

Issue

Section

CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION: FOREIGN EXPERIENCE